Суфийские притчи

Тот, кто это сказал

   К Маруфу Керхи пришёл ученик и сказал:
   — Я говорил о вас с людьми. Иудеи признают вас иудеем, христиане почитают вас как одного из своих святых; мусульмане называют вас величайшим из мусульман.
   Маруф ответил:
   — Это то, что говорят люди в Багдаде. Когда я был в Иерусалиме, иудеи говорили, что я христианин, мусульмане — что я иудей, а христиане считали меня мусульманином.
   — Но кем же тогда нам вас считать?
   — Некоторые не понимают меня, но почитают. Другие тоже не понимают меня, и потому поносят. Я пришёл, чтобы сказать это. Считайте меня тем, кто сказал это.

Стань ювелиром

   К Дун-Нуну пришёл юноша и заявил, что суфии — мошенники, и наговорил ещё многое в том же духе. Египтянин снял со своего пальца кольцо и подал его молодому человеку.
   — Отнеси это кольцо базарным менялам и посмотри, удастся ли тебе получить за него хоть одну золотую монету, — сказал он.
   Но на базаре никто не пожелал дать за камень больше одного серебреника.
   Юноша принёс его обратно.
   — Теперь отнеси это кольцо к настоящему ювелиру, — сказал Дун-Нун. — Посмотри, во что он оценит его.
   Ювелир предложил за кольцо тысячу золотых монет.
   Юноша был потрясён.
   — Так вот, — сказал Дун-Нун, — твоё знание о суфиях столь же велико, как и знание базарных менял о драгоценных камнях. Если хочешь разбираться в драгоценностях, стань ювелиром.

Астрология спасает город

   Некий суфий однажды узнал, благодаря способности предвидения, что его город вскоре подвергнется нападению врага. Он сказал об этом соседу, который, зная его как честного, но неискушённого в мирских делах человека, дал ему следующий совет:
   — Я уверен, что ты прав. Ты должен пойти и рассказать это наместнику. Только если хочешь, чтобы тебе поверили, говори, что ты узнал это не с помощью мудрости, а с помощью астрологии. Тогда он прислушается к предупреждению, и город будет спасён.
   Суфий последовал совету соседа, и жители города были спасены благодаря правильно принятым мерам предосторожности.

Растение

   У входа в дом Абдул Кадира Гилани однажды был выставлен горшок с цветком. Тут же была надпись: «Понюхай и скажи, что это». Каждому вошедшему предлагались письменные принадлежности с просьбой написать ответ на эту задачу, если он пожелает.
   В конце дня Абдул Кадир подал коробку с ответами одному из учеников.
   Он сказал:
   — Ответившие «роза» могут остаться, если пожелают, чтобы продолжить­ обучение. Те же, кто не написал ничего или что-либо ещё, кроме «роза», могут быть свободны.
   Кто-то спросил:
   — Разве необходимо прибегать к поверхностным приёмам, чтобы оценить пригодность к ученичеству?
   Великий Учитель ответил:
   — Мне известны ответы, но я хочу показать всем остальным, что поверхностные проявления обнаруживают внутреннюю природу.
   И он передал собравшимся список. В нём содержались имена всех, кто написал «роза», хотя он и не видел их ответов.

Тайна бытия

   Намерение правителя соседнего королевства посетить монастырь вызвало переполох среди монахов. Лишь Мастер, как обычно, хранил спокойствие.
   Войдя в комнату Мастера, король отвесил ему низкий поклон и сказал:
   — Знаю, что ты посвящён в тайну бытия, поэтому я приехал, чтобы просить тебя раскрыть её мне.
   — Зачем тебе это? — спросил Мастер.
   — Хочу разобраться в тайне жизни, чтобы иметь возможность контролировать свою жизнь, жизни своих подчинённых и привести свою страну к процветанию.
   — Хорошо, но должен предупредить: когда ты глубоко погрузишься в проблему, ты осознаешь, что гармония достигается не контролем, а уступками.

Небесное яблоко

   Ибн-Насир заболел, и хотя до лета было далеко ему очень захотелось­ съесть яблоко.
   И вдруг Халладж сотворил яблоко.
   Кто-то спросил:
   — В этом яблоке есть червоточина. Как это может быть, что плод небесного происхождения поражён червяками?
   Халладж пояснил:
   — Он повреждён именно в силу своего небесного происхождения.
   Изначально он не был таким, но когда он очутился в сфере несовершенства, его, естественно, поразила болезнь, характерная для нашего мира.

Восемьдесят тысяч недостатков

   Одного мудреца спросили:
   — Сколько недостатков ты находишь в человеке?
   И последовал ответ:
   — Их больше, чем можно сосчитать. Я же сосчитал восемьдесят тысяч. И я нашёл способ, если его применить, скроются все остальные недостатки. И это — оберегание языка.

Садовник

   Однажды, когда Ибрахим служил садовником, хозяин попросил его принести ему несколько гранатов. Ибрахим принёс, но все они оказались кислыми.
   Его хозяин сказал:
   — Ты уже так долго работаешь у меня и до сих пор не научился отличать сладкие гранаты от кислых?
   Ибрахим ответил:
   — Ты нанял меня, чтобы я ухаживал за ними, а не пробовал их; как же я мог научиться отличать сладкие плоды от кислых? И тогда хозяин сада понял, что перед ним Ибрахим бен Адам.

Книга в руках Гавриила

   Ибрахиму однажды приснилось, что он видит ангела Гавриила. Ангел держал в руке книгу, и Ибрахим спросил, что в ней написано.
   Гавриил сказал:
   — В эту книгу я вношу имена друзей Всевышнего.
   Ибрахим спросил:
   — Будет ли там моё имя?
   Ангел произнёс:
   — Ибрахим, ты не являешься другом Всевышнего.
   Ибрахим ответил:
   — Да, это так, но я друг друзей Всевышнего.
   Какое-то время Гавриил хранил молчание. Затем он обратился к Ибрахиму:
   — Я получил указание поставить твоё имя во главе этого списка, ибо надежда рождается от отсутствия надежды.

Люлька

   В семье родился ребёнок, и отец пошёл к плотнику и заказал ему люльку для малыша. Плотник велел прийти за ней через неделю.
   Когда тот пришёл, люлька ещё не была готова. Он приходил каждую неделю, но заказ так и не выполнялся. В конце концов ребёнок вырос в мужчину. Он женился, и у него родился ребёнок.
   Отец сказал ему:
   — Навести плотника и спроси его, не готова ли твоя люлька.
   Молодой человек отправился к плотнику и напомнил ему о давнем заказе.
   — Ты имеешь прекрасную возможность закончить эту работу. У меня родился сын, и ему отлично подойдёт эта люлька, — сказал он.
   — Да пропадите вы пропадом! — воскликнул плотник. — Я не желаю из-под палки выполнять работу только лишь потому, что вы и ваша семья одержимы идеей исполнения своих желаний!

Молитва о самом себе

   Сайад, сын Ваки, был товарищем Пророка. К концу жизни он ослеп и поселился в Мекке, где к нему за благословением постоянно приходило множество людей. Благословлял он не каждого, но те, кто получал благословение, впоследствии неизменно убеждались в его благотворном воздействии на их жизнь.
   Абдаллах ибн Сайад рассказывает: «Я пришёл к нему, и он был добр ко мне и благословил меня. Я был всего-навсего любознательным мальчишкой­ и спросил его:
   — Когда вы молитесь за других, ваша молитва как будто всегда бывает услышана. Почему же тогда вы не попросите вернуть вам зрение?
   Старец ответил:
   — Смирение перед волей Господней намного лучше, чем личное удовольствие от способности видеть».

Птичий язык

   Один врач, человек достойный и мудрый, получил от Бога особый дар. Он понимал язык птиц. Однажды врач узнал из птичьих пересудов, что сын султана неизлечимо болен. Никто не в состоянии помочь ему, поскольку люди не знают средства от этой болезни. Хотя от неё прекрасно помогает настой травки, которую все считают сорной.
   Врач выслушал рецепт, сделал настой и поспешил во дворец. Он успел как раз вовремя, и наследник престола был спасён. Султан щедро отблагодарил его.
   Среди знакомых врача был один недостойный и завистливый человек. Он так сильно упрашивал мудреца раскрыть тайну обогащения, что тот не выдержал и всё рассказал.
   Недостойный человек стал молиться Богу и просить себе такой же дар, как у врача. Случилось чудо, и он тоже стал понимать язык птиц! Однажды он сидел под деревом и слушал птичью болтовню. Вдруг одна пичуга сказала:
   — Внизу сидит недостойный человек! Он выпросил дар понимать нас, чтобы вызнать все тайны. Что ж, вот одна из наших тайн: мы позвали сюда голодного тигра из леса, чтобы он съел его, наконец!
   Тот попытался спастись бегством, но тигр настиг его одним прыжком.