Эссе на тему "Власть"

Аватар пользователя Олег Наум
Власть. 1.1. Введение. Самое большее, что можно с уверенностью констатировать: «власть» — понятие, которое постоянно будет вызывать споры. Т.Болл «Власть» Данное эссе посвящено понятию власти. В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. На мой взгляд, и это моё субъективное мнение, власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Понятие власти, её сущности и характера дает ключ к пониманию природы политики и государства. Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства. Леон Дюги (1859-1928 гг.) например, сводил власть к господству сил. (Нам он известен прежде всего по политико-правовое учению солидаризма. (солидарности, взаимозависимости). Соединение синдикатов в федерализм, считал он, приведет к децентрализации, диффузии политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Дюги считал, что социальная борьба сведется к минимуму и будет достигнуто примирение классов, участие всего народа и всех партий в осуществлении государственной власти. Так Гегелевское учение о господстве и рабстве можно воспринимать как одну из возможных теорий власти. Сейчас я попробую представить одно из определений, что такое политическая власть. Политическая власть – это, специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть оказывает определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие, например, от нравственной, или там семейной власти, политическая власть носит не личностно – непосредственный, а общественно опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. 1.2. Виды власти Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: по тому, в чьих руках власть; по тому, как эта власть используется. «Правильные «формы государства: монархия ( власть одного человека ), аристократия ( власть в руках немногих «лучших» ), полития ( власть большинства из средних в имущественном отношении людей ). «Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К «неправильным» формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия ( у власти имущее меньшинство ) и демократия ( контроль общества (большинства ) над властью)). Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов: а) демократический политический режим; б) либеральный политический режим; в) авторитарный политический режим; г) тоталитарный политический режим. 1.3. Политическая и государственная власть Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение. Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда социальные привычки к подчинению и её социологическая легитимация ослабляются и возникает возможность свержения элиты. Лица, входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких, как гражданская война или подчинение другим государством. Государство управляется элитой, состоящей из конкретных людей, однако вследствие своей институционализованности оно обладает относительной стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни отдельных людей и приобретает историческое измерение. Осуществляемая политической элитой государственная власть имеет две функции: посредническую и функцию управления. Элита ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за регулирование отношений с зарубежными государствами, за организацию национальной обороны и осуществление дипломатических отношений. Умение элиты руководить национальной обороной, регулировать международные отношения является столь важным, что она может укрепить или потерять свою власть в зависимости от успеха или не успеха в этом деле. Политическая элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна бороться за сохранение суверенитета своего государства в мировом сообществе. Итак, выполняя свою посредническую функцию, политическая элита регулирует потенциальные и реальные конфликты как внутри государства, так и вне его. Политическая элита выполняет функцию управления государством, регулируя ход государственных дел в целом. Для этого создаются особые органы и формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В задачи элиты входит не только обеспечение сохранения и воспроизводства существующего общественного порядка, но и контроль, осуществляемый с большей или меньшей эффективностью и беспристрастностью, за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с экономикой, обороной, судопроизводством, контролем за природными ресурсами, здравоохранением, обеспечением продуктами питания, образованием, коммуникациями и т. д.; политические элиты пытаются смягчить их и по возможности разрешить. Престиж элит тесно связан с успехом или неуспехом этих попыток. Поэтому в политической жизни важно не то, что говорит элита о своих действиях, а то, что она делает на самом деле. Между целями, о которых заявляет или которые действительно ставит перед собой элита, и их реализацией в политической жизни, как правило, лежит множество препятствий. При этом могут возникать следующие типы ситуаций: полное достижение поставленных целей, частичное их достижение, их недостижение, и, наконец, появление непредвиденных и нежелательных последствий. Политическая власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками являются: - верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти; - всеобщность, то есть публичность. Это означает, что политическая властьдействует на основе права от имени всего общества; - легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; - моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений; - широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания иреализации власти. 1.4. Легитимация власти: проблемы современности Существует также понятие легитимности власти - это общественное признание, доверие и поддержка, которые оказывают ей общество, народ. В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти: ( в соответствии с традицией (монархия);( харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личностиполитического деятеля); ( рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы. Легитимность власти. Политическая власть - способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными и ненасильственными средствами. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность. Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил. Исторически сформировались несколько типов легитимности: легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; основа - общее понимание норм, установленных законом; идеологический тип легитимности - признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; основа - идеологические ценности; традиционная легитимность - признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; основа - традиции, традиционное сознание; структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения основа - специфические политические структуры; персональная (харизматическая) легитимность - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя, основа - личный авторитет правителя; политическая целесообразность - соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической силы. Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга. Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Признаками падения легитимности власти являются: - рост степени принуждения; ограничение прав и свобод; запрещение политических партий и независимой прессы; рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами; низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) - наиболее существенные показатель делегитимизации власти; крайней точкой падения легитимности власти являются революция, - государственные перевороты - открытые формы недовольства режимом. 1.5. Вместо заключения. Основными компонентами власти являются: ее субъект, объектные средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей. Например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы, и народно - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их в власти партий. Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа и, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти. Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя, взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях». Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Таким образом, ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы, представляют собой, либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т. п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т. п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как страх, интерес, убеждение. Виды власти. Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной, из наиболее содержательных классификаций власти, является ее деление, в соответствии с ресурсами, на которых она основывается. На экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова. В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т. п. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т. п. власти. Ну и напоследок, скажем следующее, когда мы начинаем строить понятие власти, то замечаем, что власть относится к такому классу «вещей», которые не могут быть схвачены одним понятием. Этот момент отмечали многие исследователи. В частности, Джованни Сартори утверждал, что власть есть «семантическая головоломка». Под семантической головоломкой, скорее всего, Сартори имел в виду ситуацию, когда один и тот же термин означает несколько разных сущностей и когда одна и та же сущность передается разными терминами. Именно это происходит с понятием власти. В работах Лукса власть относится к классу «сущностно оспариваемых понятий», то есть понятий с дискутируемым содержанием, смысловое и содержательное наполнение которых меняется. Болл Теренс, профессор политических наук университета штата Миннесота, США.

Категория: 

Поделиться: 

Комментарии